Подделок стройматериалов становится больше из-за отсутствия госконтроля
Летом 2021 года Росстандарт лишился полномочий по контролю и надзору стройматериалов. По оценкам отраслевых ассоциаций, объем оборота только строительной продукции, в отношении которой не осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, составляет более 1,8 трлн рублей. При этом объем продукции, не соответствующей обязательным нормативно-техническим требованиям, по самым заниженным оценкам, составляет порядка 314 млрд рублей, указывается в обращении ряда ассоциаций в Общественную палату.
После упразднения контроля со стороны Росстандарта российский рынок наводнила некачественная и фальсифицированная строительная продукция, сегодня она занимает более четверти всего российского рынка стройматериалов, говорит гендиректор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) Игорь Прудников.
Получая информацию от отраслевых ассоциаций, мы видим рост фальсифицированной продукции на рынке, отметил на экспертной дискуссии в рамках выставки Aquatherm замруководителя Росстандарта Александр Кузьмин. По данным Росстандарта, на 2021 год доля фальсифицированной продукции на рынке цемента составляла 5,2% (3,16 млн тонн), сухих строительных смесей - 30% (4 млн тонн), стальных труб - 2,5-3,2%, радиаторов отопления - 10%. Продавать продукцию можно фактически без сертификатов, поскольку проверить их никто не может. Условия для создания рынка фальсифицированной продукции сейчас более чем благоприятные, отметил Кузьмин. Как считают в Росстандарте, необходимо возвращать госконтроль. Пусть даже не Росстандарт, но какой-то орган должен контролировать данный рынок, считает он. При этом необходимо также расширить перечень контролируемых стройматериалов.
Ассоциация периодически проводит экспертизу товаров по своей инициативе, по просьбам застройщиков и частных лиц, отмечает Прудников. Из десяти проверенных в аккредитованной лаборатории образцов только в одном случае не подтвердилось подозрение, что это фальсификат. Однако даже если выявляется фальсифицированная продукция, ее сейчас невозможно убрать с рынка, подчеркивает Прудников, поскольку таких полномочий нет ни у одного госоргана.
Сейчас договором ЕАЭС установлены принципы технического регулирования по осуществлению государственного контроля, КоАП РФ определено наказание за нарушение техрегламентов или обязательных требований к продукции. При всем при этом не определен государственный орган, уполномоченный привлечь к ответственности за нарушения обязательных требований, подчеркивает замминистра. Необходимость наделения госоргана полномочиями по контролю и надзору за оборотом отдельных видов стройматериалов поддерживают Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Минпромторг, Минстрой, Росстандарт.
С 24 февраля вступило в действие "Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС", рассказал Прудников. Россия должна обеспечить госконтроль за выполнением обязательных требований техрегламентов ЕАЭС. До конца года необходимо обеспечить доработку нового техрегламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов и изделий, к концу года он должен быть вынесен на утверждение в Евразийскую экономическую комиссию.